ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ: УКРАИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАПОРОЖЬЯ В 1918 ГОДУ
«Время новостей» продолжает публикацию материалов запорожского историка Юрия Щура, посвященных борьбе за свободу и независимость Украины, которая происходила почти сто лет назад и вошла в украинскую историю под именем «Визвольні змагання». Неделю назад вы могли прочитать историю освобождения Запорожья в 1918 году от красных захватчиков, а также узнать о ходе дальнейшей освободительной операции украинских войск и их австро-немецких союзников. Читайте сегодня о том, как обустраивалась мирная жизнь в украинском Александровске после изгнания большевиков и окончания боевых действий в Крыму.
После выхода из Александровска крымской группы в городе остались сечевые стрельцы и несколько небольших австрийских технических отделов. Команда группы австрийского архикнязя Вильгельма фон Габсбурга тоже находилась здесь. В историю Украины он за симпатии к украинству вошел под именем Василия Вышиваного. Также в Александровске осталась одна сотня 2-го Запорожского полка под командованием сотника Гемпеля, назначенного комендантом города.
Принц крови Австро-Венгерской империи, архикнязь Вильгельм фон Габсбург был в полнейшем восторге от нашего края. В воспоминаниях, составленных через полтора года, он писал (здесь и дальше позволим себе перевод с украинского на русский): «Территория древнего Запорожья имеет неожиданно сознательное украинское население. Я разговаривал с крестьянами, особенно в околицах Царицинского Кута (село Приморское Васильевского района), и убедился, что традиция украинского казачества там очень жива. Во всем пробивается у них эта старина. Многие рассказывают, что его дед или прадед был на Сичи. Каждый гордится тем, что он из вольного казацкого рода». Такой же восторг Вильгельм выражал в своем письме к митрополиту Украинской греко-католической церкви Андрею Шептицкому.
Вильгельм Габсбург (у центре) со штабом УСС в Александровске, 1918 г.
С первых дней пребывания в Александровске, сечевые стрельцы включились в общественное украинское движение, помогая местным активистам организовывать политическую, военную и образовательную отрасли. Стрельцы преподавали на курсах украиноведения для железнодорожников, занимались упорядочением библиотеки «Просвиты», сотрудничали с местными украинскими газетами, в частности с еженедельником «Сичь». В городском парке проходили гуляния под звуки стрелецкого оркестра. Ближние села приглашали УСС к себе и совместно организовывали читальни, образовательные кружки, театральные представления.Вильгельм Габсбург (у центре) со штабом УСС в Александровске, 1918 г.
После окончания боевых операций в Крыму на территорию нашего края вернулась 1-я Запорожская дивизия П. Болбочана. Сперва она дислоцировалась в Мелитополе, а позже – в Александровске. В Царицинском Куте на постое находился 3-й гайдамацкий полк, возглавляемый Всеволодом Петривым, который позже был военным министром УНР.
В своих воспоминаниях о походе на Крым генерал Петрив описывал как на Великом Лугу возле Хортицы местное население приветствовало украинское военное руководство. Происходило это во время новой встречи бойцов УСС и Запорожцев. Дивизия, которая возвращалась из Крыма, везла с собой императорскую карету, забранную из резиденции Романовых в Ялте. Командование дивизии, посадив в карету Вильгельма фон Габсбурга, ехало рядом верхом, в сопровождении дивизионной конницы. Как писал Петрив: «карета, запряженная шестеркой, гнала Великим Лугом среди веселых окликов бойцов и собравшегося народа. Летели вверх шапки казацкие, шумело море голов и не утихало радостное «Слава»!».
Всеволод Петрив. Источник фото — geroika.org.ua
Всеволод Петрив. Источник фото — geroika.org.ua
Казаки Запорожского корпуса П. Болбочана также проводили активную просветительскую деятельность, устанавливая связи с местными «Просвитами», создавая библиотеки, организовывая спектакли по мотивам произведений украинских классиков, обучая грамоте местных крестьян и даже влияя на язык богослужения. В частности, в с. Дмитриевке возле Мелитополя священник местной церкви, под влиянием гайдамаков из Гордиенковского полка В. Петрива, перешел от проповедей на русском языке с примесью старославянских слов на украинский. На это местные крестьяне отметили, что «якось і «Писанія» зрозумілішими стали».
Стараниями старшин (офицеров) Запорожского корпуса была создана крестьянско-гайдамацкая труппа, которая готовила к постановке «Назара Стодоли», «Гостя из Запорожья» и другие спектакли. Гайдамаки создавали в селах передвижные библиотеки, распространяли украинские книги среди жителей края и т.д.
Василий Вышиваный (Вильгельм Габсбург) в кругу украинских сечевых стрельцов. Александровск, май 1918 г.
Сечевой стрелец Мирон Заклинский вспоминал, что спрос на украинскую книгу был неимоверный. И несмотря на то, что привезенные из Киева книги стоили дорого – их раскупали вмиг. Из Александровска разбирали книги сельские кооперативы и сразу же находили для них покупателей. В местные библиотеки и книжные магазины также поступали книги с Галичины (их привозили бойцы УСС). Эти книги были втрое, а то и вчетверо дешевле, а поэтому расходились очень быстро.
Значительную огласку на Запорожье получил гайдамацко-крестьянский праздник, который состоялся в начале мая 1918 года с участием Запорожского корпуса и сечевых стрельцов в с. Царицынский Кут. Тут присутствовали гости с ближних сел, Павлограда, Александровска и Мелитополя. В программе был военный парад, совместный обед крестьян и войска, представления и массовые гуляния. Тут же была организована лотерея в пользу местной украинской читальни, прибыль от которой составила более 5 тыс. рублей. Вся сумма была передана в распоряжение сельской «Просвиты». Больше всего гости праздника были впечатлены джигитовкой гайдамаков. Последние считали себя казаками и лелеяли казацкие традиции верховой езды. Стандартный трюк требовал от всадника поднять с земли шапку, несясь на бешеной скорости. Показывали гордиенковцы и другие трюки: скакали на боку лошади, притворяясь мертвыми; уклонялись от стрел и выстрелов огнестрельного оружия; некоторые скакали под конем. Они могли развернуться в седле, спереди назад, во время того, как их лошади неслись галопом и тому подобное. В абсолютном восторге от увиденного находился и Вильгельм фон Габсбург.
Для казаков и сечевых стрельцов александровская «Просвита» организовала несколько экскурсий на Хортицу. Первая из них состоялась 18 июня 1918 года, за несколько дней до переезда 2-го Запорожского полка, при котором находился П. Болбочан, с железнодорожной станции в с. Вознесенка, которое находилось за 2 версты на запад от Александровска (теперь – в пределах города). До острова солдаты добирались на пароходе «Кочубей». Высадившись в немецкой колонии, они двинулись островом до креста на северной стороне Хортицы. Крест находился на самом высоком месте, по приказу «земского начальника Н. района Катеринославського уезда на місте бывшей Запорожской церкви».
«Запорожцы» Болбочана и украинские сечевые стрельцы на о. Хортица рядом с крестом на месте походной церкви Запорожской Сечи, май 1918 г.
«Запорожцы» Болбочана и украинские сечевые стрельцы на о. Хортица рядом с крестом на месте походной церкви Запорожской Сечи, май 1918 г.

Кроме национально-культурного, развивалось в Александровске и местное украинское милитаристское движение. В апреле 1918 в Александровске началось формирование 2-й самокатной сотни 2-го Запорожского пешего полка Запорожского корпуса. На деньги местных жителей ее формировал сотник Ширяй. В течение двух недель в ее состав записалось 150 юношей учительской семинарии, мужской гимназии и окружающих сел. В сотне было 14 пулеметов и 14 самокатов.
В это же время Александровск, как и вся Украина, был втянут в череду переворотов, политических интриг и заговоров. Но это уже другая, не менее интересная, история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий